silab-prosthetics.ru

Лечение дисграфии у школьников в домашних условиях

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

10 упражнений для ребёнка с дислексией

Занимаясь с ребёнком с дислексией , нужно помнить о некоторых правилах :

• Создайте для ребёнка благоприятную атмосферу.

После плохих отметок, неприятных разговоров с родителями ребёнку необходимо почувствовать хотя бы маленький успех.

• Нужно отказаться от проверки скорости чтения у ребёнка.

Если учитель понимает, в каком напряжении находится ребёнок при такой проверке, то проведёт её тихо, не акцентируя внимания одноклассников.

Если учитель сам не понимает этого, попросите его проверить скорость чтения в щадящей форме.

• Придерживайтесь принципа «Лучше меньше , но эффективней ».

Не стоит заставлять ребёнка читать большие тексты, это не принесёт пользы.

Не ругайте ребёнка, когда у него что-нибудь не выходит.

Важно не сердиться, не раздражаться и не радоваться слишком сильно. Лучше вести себя спокойно, настроиться на успех, чтобы добиться хороших результатов.

Чтобы помочь своему ребёнку преодолеть проблемы с чтением, можно использовать следующие упражнения .

• Попросите ребёнка зажмурить глаза, и “нарисуйте” на его ладошке букву. Ребёнок по ощущениям должен её узнать.

• Предложите создавать буквы: пусть добавит отсутствующий элемент буквы, преобразует букву, поменяв элементы: из Л сделать М, из П – Г, из Р – В и т.д. Для этого можно взять проволоку, нитки, пластилин.

• Можно выложить 4-5 букв и попросить запомнить их положение. Затем малыш закрывает глазки, а вы прячете одну букву или меняете положение букв, или выкладываете ещё одну букву. Ребёнок должен определить, что изменилось, и сделать так, как было в начале.

2. Чтение слоговых таблиц.

Попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

• Положите на столе карточки (или кубики) со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.

• Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».

• Из “рассыпавшихся” слогов предложите составить слово: НИ-СА — СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

4. Чтение «зашумлённых» слов.

5. Чтение слов, напечатанных пунктиром.

6. Чтение слов, наложенных одно на другое.

7. Чтение строк с закрытой нижней половиной; с закрытой верхней половиной.

Для этого можно разрезать старые книги или газеты, а можно просто закрыть одну часть полоской бумаги или линейкой.

Читать еще:  Радикулит поясничный лечение в домашних условиях

8. Поиск в тексте заданных слов.

Сначала ребёнок ищет и подчёркивает (можно обводить) слова, записанные на листке взрослым. Затем можно усложнить задание, предложив ребёнку находить слова, которые взрослый называет, а ребёнок воспринимает их на слух.

9. Восполнение пропусков слов в предложении.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу _____, печь _____, избу мела — еще до свету.

10. Чтение текста через слово.

Формирует ощущение нарастания темпа чтения, развивает произвольное внимание.

Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения . Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие.

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем

Все чаще детям ставят диагноз под названием «дисграфия». И сейчас эта проблема очень актуальна. Что означает этот диагноз, как проявляется и как справиться с этой проблемой?

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение письменной речи. То есть, ребенок испытывает значительные трудности с письмом. Появление этого нарушения связано с тем, что некоторые психические функции у ребенка еще не сформированы. Школьник может знать все правила орфографии, но при этом делать ошибки в написании слов.

Проявляется заболевание обычно в младшем школьном возрасте. Чаще всего, во втором классе уже заметны проявления дисграфии.

Существуют разные виды дисграфии:

• оптическая – возникает при нарушении зрительного и пространственного анализа. Каждая буква состоит из палочек, овалов и других элементов. Если зрительное восприятие у ребенка нарушено, он не понимает разницы, которая существует между буквами. Естественно, он не может их правильно писать;

• аграмматическая – эта форма может быть вызвана недоразвитием грамматического строя речи. Дети пишут с ошибками, несмотря на все правила грамматики;

• акустическая – выражается в замене букв на другие, близкие по звучанию. Например, букву «ж» заменяют буквой «з»;

• артикуляторно-акустическая – нарушено произношение звуков, поэтому и слова дети пишут неправильно. В этом случае необходимо уделять внимание произношению;

• моторная – встречается очень часто. Выражается она в следующем: ребенок не дописывает буквы в словах, меняет местами слоги, предлоги пишет слитно, а приставки отдельно.

Симптомы заболевания

Симптомы дисграфии разнообразны. Ребенок может:

• пропускать буквы в слове;
• не дописывать слова до конца;
• путать парные буквы;
• переставлять местами слоги;
• слитно писать разные слова;
• дописывать лишнюю букву;
• пропускать слова в предложениях;
• не ставить точки в конце предложений;
• правильно произносить, но неправильно записывать.

При дисграфии ребенок часто делает одни и те же ошибки, даже зная правила. Это характерная отличительная черта. Кроме того, почерк обычно некрасивый и неразборчивый. Диктанты писать такому ребенку очень трудно, и делает он это медленно.

В целом такие дети развиты так же, как и их сверстники. Однако могут быть и другие сопутствующие патологии: слуха, речи, зрения.

Причины появления дисграфии

Почему возникает эта проблема? Есть несколько факторов риска:

• леворукость;
• двуязычные семьи;
• нарушение памяти и внимания;
• перинатальные проблемы;
• раннее изучение иностранного языка;
• наследственная предрасположенность;
• травмы и инфекции, которые имели место в раннем возрасте;
• раннее обучение буквам.

Кроме того, на возникновение этого заболевания могут влиять авторитарное воспитание, неврологические проблемы, чрезмерное увлечение компьютером, просмотр программ по телевизору в раннем возрасте.

Как изменить ситуацию?

Полностью убрать дисграфию вряд ли удастся. Однако если начать лечение в раннем возрасте, можно добиться значительных успехов. Работать надо комплексно: ребенок должен заниматься и у логопеда, и дома. Заниматься надо регулярно – практически каждый день.

Вот упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

• писать короткие диктанты – по нескольку предложений;
• подчеркивать в тексте определенную букву, например, только букву «а»;
• придумывать слова, которые начинаются на определенную букву;
• обводить определенную букву карандашом;
• писать слова, проговаривая все буквы.

Сначала надо прорабатывать одну букву, а когда будут успехи, браться за другую. Потом необходимо прорабатывать парные буквы. То есть, работать с парой. Например, буквы «а-о» или «б-п». В этом случае надо выделять буквы разным цветом (а – красным, о – зеленым).

Учтите, что каждой буквой заниматься придется долго – несколько недель или месяцев. Возможно, надо будет возвращаться к ней снова через некоторое время.

Необходимо прорабатывать и знаки препинания, в том числе, точки. При дисграфии дети часто сливают предложения. Поэтому потребуется тексты, в которых не выделены предложения. Это задание должен выполнить ребенок: поставить точки и написать предложение с большой буквы.

Кроме этих упражнений очень помогает развитие мелкой моторики – лепка, рисование, бисер и другие похожие занятия. Они развивают мозг. Полезно разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Эти интересные и полезные занятия можно найти в детских журналах.

Необходимо настроиться на длительную работу, чаще хвалить ребенка за любые, даже небольшие успехи, меньше ругать за ошибки. Нужно иметь в виду, что ребенок не виноват в возникшей проблеме, ведь это не лень, а нарушение в организме. Следовательно, контролировать ситуацию школьник не может. Поэтому любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте по мере возможностей.

Дисграфия: учить или лечить?

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

  • Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

  • Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Дисграфия у школьника глазами мамы (фрагмент книги)

Эта история, полная загадок и неожиданных открытий, началась в сентябре 2009-го, когда мой младший сын (Киндер) — известный нелюбитель букв, книг, текстов, стал первоклассником.

Все свое сознательное детство сын старательно избегал встреч с «Букварем» и «Азбукой», поэтому читал хуже всех в классе: ужасно медленно и невнятно.

Во втором классе страницы его тетрадей запестрели гроздьями довольно странных ошибок

Странность этих ошибок заключалась в том, что их было слишком много, целая армия, и они были абсолютно неуязвимы для привычных, отработанных веками, методов исправления недостатков в учебе.

Даже для такого универсального средства борьбы с любыми ошибками, как «Побольше пишите, побольше читайте и все пройдет!».

Это была армия коварной Королевы Ошибок (Dyslexia): таинственные злые пришельцы из другой Реальности,

Я пыталась бороться с нашествием «злых пришельцев» в тетрадях сына, но у меня ничего не получилось.

В первую очередь из-за того, что сам Киндер упорно не хотел замечать разницу между буквами в словах и явные ошибки в своей писанине.

Он постоянно путал или забывал многие буквы алфавита, запомнить правописание слова из 4-5 букв для него было нереально сложно.

Создавалось впечатление, что избавиться от таинственных ошибок в тетрадях сына — это нечто совершенно невозможное. От них зловеще веяло мистикой.

Как известно, ошибки — это неизбежное зло любого учебного процесса. С одной стороны, их появление очень огорчает, а с другой — позволяет совершенствовать свои знания.

Основными причинами ошибок в школьных тетрадях обычно считаются Лень, Невнимательность, Нежелание учиться, Незнание правил, иногда к ним присоединяется еще и Плохое зрение.

Причина, по которой мой младший сын пропускал и путал буквы в словах, не замечая ошибок, оказалась гораздо сложнее.

Термин «дисграфия» я услышала впервые 10 лет назад, когда пожаловалась логопеду на странные ошибки, которые буквально заполонили тетради моего сына- второклассника.

Услышав вердикт логопеда: «Это дисграфия! Она очень долго и очень трудно лечится!» — я похолодела от ужаса и ощутила, как земля уходит у меня из-под ног.

На тот момент я была опытной мамой двух школьников, но новость о том, что обычная проблема ученика, который «пасет задних» в обучении, имеет конкретный диагноз, меня шокировала, а страшноватый термин «дисграфия» напугал до слез.

У меня возникло ощущение, что я — на дне какой-то очень глубокой темной ямы, выбраться из которой невозможно.

При этом откуда-то сверху доносится насмешливый голосок: «Ха-ха-ха, это дисграфия! Она не лечится, можешь даже не пытаться!».

Мама двух очень разных школьников

Тогда, 10 лет назад, я была убеждена на все 100%, что обычный дошкольник не сможет запомнить новую для себя информацию только в том случае, если родители плохо и неинтересно о ней рассказали.

Меня искренне удивляли жалобы некоторых знакомых на то, что их ребенок, вопреки всем стараниям, не может запомнить буквы, слоги, домашний адрес.

Будучи мамой ленивого и невнимательного отличника, я ни на минуту не сомневалась, что если ребенку доходчиво объяснить особенности правописания конкретного слова, то подобную ошибку он больше не повторит.

Мой старший сын благодаря великолепной памяти мгновенно запоминал любые сложные слова, стихи, правила, был любимцем учителей.

Но, как известно, даже самые устойчивые истины и убеждения легко разрушаются жизненным опытом.

Оказалось, что некоторые дошкольники, а точнее дети с дислексией, действительно не могут запомнить информацию определенного вида, как бы интересно ее не преподавали.

Именно так случилось, когда первоклассником стал мой младший сын ― известный не любитель книг, букв и цифр.

Пытаясь научить Киндера читать и писать, я заметила, что все мои педагогические хитрости и убеждения терпят полное фиаско.

У меня буквально «ехала крыша» от количества странных ошибок, которые он умудрялся делать, списывая простенький текст из учебника.

Процесс чтения всегда вызывал у Киндера нескрываемое отвращение и быструю усталость.

Добровольно прикоснуться к «Азбуке» он мог только тогда, когда прятал ее в какой-то закоулок, чтобы сорвать наше занятие по подготовке к школе.

Кроме того, что сын очень плохо читал и писал, ему было совершенно безразлично ― правильно или неправильно написаны слова в его тетради.

Сначала я категорически не хотела верить, что у моего ребенка есть логопедический диагноз с таким жутким названием. Но после того, как Киндер списал простенький текст три раза подряд с почти одинаковыми ошибками, я поняла, что причина ошибок сына вовсе не Лень и Невнимательность.

Мне пришлось признать тот факт, что логопед не преувеличивал проблему и у моего сына действительно дисграфия.

Выискивая информацию в интернете, я узнала, что «букет проблем» с обучением, который имелся у моего сына на тот момент, называется dyslexia.

В интернете это таинственное явление иногда называют по старинке ― «словесной слепотой», но гораздо чаще для обозначения проблем школьников с устной и письменной речью используют современный термин dyslexia.

Злая Магия Ошибок

Когда ребенок делает по 2-3 ошибки даже в простейшем слове, проверка домашнего задания превращается для родителей в фильм ужасов с элементами мистики и злой магии.

Возникает стойкое ощущение, что ребенка кто-то заколдовал, именно поэтому она не замечает явных ошибок, не может запомнить правильное написание нескольких простых слов.

Я долгое время не могла понять, почему мой сын упорно не замечает и то и дело повторяет свои ошибки.

Мне казалось, что он уникально рассеянный и ленивый ученик.

Если бы в то время, когда сын учился в 1-2-м классе, в его

школе провели Чемпионат по Ошибкам, он бы точно стал его победителем.

Школьные тетради Киндера были «оккупированы» сотнями странных и непонятных ошибок, даже опытные репетиторы не могли справиться со злыми чарами Магии Ошибок.

Услышав о дисграфии от логопеда и попробовав докопаться до причин этих странных ошибок, я буквально «провалилась» в другую Реальность!

Эта Реальность называлась «Дисграфия + Дислексия у школьника», и в ней все происходило совсем по-другому!

Я была растеряна, озадачена и не понимала, как такое вообще может происходить?!

Как проверенные веками полезные рекомендации учителя, логопеда, преподавателя: «Побольше пишите, побольше читайте и все пройдет!» могут оказаться бесполезными, а иногда даже вредными?!

А размер букв в тексте и расстояние между ними оказываются более важными, чем сам текст. («Типографика для дислексиков»)

Оказалось, что ребенку с дислексией невероятно сложно читать, если:

– текст похож на картину «Черный квадрат»;

– буквы и расстояние между ними слишком маленькие;

– нет разделения на абзацы;

– правый и левый край текста одинаково ровные.

Оказалось, что когда дислексик читает текст, то:

― некоторые буквы могут скрываться под

― буквы С и Ш кажутся очень похожими;

― фразы «Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое» и «найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения» воспринимаются как совершенно разные задачи, где нужно найти совершенно разные Объекты.

Запомнить названия месяцев, домашний телефон, таблицу умножения и много чего еще из школьной программы для ребенка-дислексика невероятно сложно, особенно если он учится в 1-2-м классе.

Dyslexia очень разнообразна: странные ошибки при чтении, списывании, диктантах, корявый почерк и плохая память — это все ее проделки.

Для меня стало открытием, что в проблемах «вечного двоечника» могут быть виноваты не только его Лень, Нежелание учиться, Невнимательность, но еще и диагноз dyslexia.

Если в двух словах описать содержание статьи в Википедии, то явление dyslexia — это типичные письменные и устные ошибки, которые человек не замечает и настойчиво копирует.

К сожалению, это далеко не все ошибки, на которых «держится» dyslexia.

На основе своего личного опыта и рассказов знакомых по Facebook мам, могу со всей ответственностью заявить, что явление dyslexia состоит не только из типичных ошибок детей-дислексиков, но и из типичных ошибок взрослых:

родителей учеников, отстающих в учебе;

дизайнеров учебных пособий для начальной школы.

Дело в том, что ученик-дислексик — это очень необычный двоечник, поскольку для него:

-стандартные методы преподавания и постановки звуков оказываются или бесполезными, или вредными;

-чтение обычного учебника сопровождается сильным дискомфортом, вызывает быструю усталость и появление ошибок.

Большую часть ошибок школьник с dyslexia делает именно тогда, когда:

-читает тексты с буквами, которые очень похожи между собой, или сливаются в сплошную черную линию;

-выполняет слишком сложные для дислексика задачи.

Для занятий с ребенком-дислексиком учебные пособия и упражнения следует подбирать очень внимательно, чтобы ученик смог прочитать тексты на их страницах, запомнить новую информацию, освоить необходимые навыки.

Ошибки: проблемы и подсказки

Толпы ошибок в тетрадях ребенка пугали меня и нагоняли мрачные мысли.

Но стоило мне заняться подсчетом и сортировкой ошибок по их особенностям, как все резко изменилось.

Досадные недостатки правописания превратились в полезные подсказки.

Количество ошибок и их разновидность подсказывали мне, что и как следует делать дальше.

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
20 июня 2016, 7:01